2013

Конференция про Царское Село во время Первой мировой войны


Ищем материалы и публикуем переписку организаторов.


Отзыв о конференции:

Коллеги, добрый день!
Прежде всего я хочу поблагодарить Л.А. и всех-всех за состоявшееся событие. Для меня оно было значимо, весомо и радостно вопреки всем проколам.

Мне трудно что-то сказать про работу других мастерских. Поэтому я немного скажу про нашу философскую мастерскую.

Содержательно в философской мастерской имела место коллизия между «форматом» стендовой конференции и философией как таковой. Я пытался убедить модераторов и участников, что даже если им будет абсолютно нечего сказать перед стендом и нечего на нем изобразить, но при этом внутри мастерской произойдет некое движение мысли, акт философствования, то дело того стоит. Эта мысль была воспринята с ужасом. Меня довольно быстро уломали на то, что мы должны прикрыться хотя бы фиговым листочком, чтобы все было «как у людей».

Тут можно поворчать про синдром отличницы и слишком хорошо подготовленных детей, но если говорить серьезно, то философский проект, если уж он понадобился, должен занимать в программе конференции ровно такое место, какое занимает философия в «большом мире». А именно: философии должно быть мало (в т.ч. по числу философов), она должна быть как бы сбоку (в своем «формате»), и у философии нет «продукта», а есть, если угодно, некая культурная функция. Ориентация на продукт делает философию невозможной.

Я понимаю, что это все уханье совы Минервы, и надо было раньше думать, но … лучше сделать хотя бы выводы после, чем не делать их вообще.

Также были допущены некоторые дидактические ошибки в работе мастерской, которые надо учесть, если делать подобную секцию в будущем.

Что касается будущих тем, то мне нравится идея посмотреть на XIXвек, на первую половину или даже четверть. У меня есть стойкое ощущение, что разрастание маразма в политике и общественной жизни весьма скоро закончится по присловию «жил грешно и помер смешно». Некоторым образом обществу предстоит начинать жить заново или исчезнуть. Отсюда время первых лицеистов видится такой метафорой большой и светлой перспективы, когда многие дурные узлы еще не завязались, многое еще можно было сделать по-другому.

Андрей Борейко