Сравнительные жизнеописания

Курс «Сравнительные жизнеописания» приглашает всех желающих и заинтересованных в создании АВТОРСКОГО текста участников конференции. В рамках курса планируется работа в малых группах по 2-3 человека по созданию сравнительных описаний (по выбору)

1) «История замечательных людей»: учеников, учителей, директоров Лицея и Вашего учебного заведения,

2) «История замечательных вещей»: материальных артефактов (предметы интерьера, здания Лицея и Вашего учебного заведения, любимые вещи лицеистов и Ваши любимые вещи и т.д.)

3) «История замечательных событий»: как лицеисты и Вы относились к событиям своего времени — от войны 1812 года до присоединения Крыма.

Исследовательская группа выбирает одно из представленных выше описаний и создает текст, посвященный сравнению

«ОНИ»( лицеисты)– «МЫ» (ученики своих школ).

Цель работы — сравнить реалии лицеистов со своими собственными, найти и почувствовать точки соприкосновения, понять и объяснить различия времен и людей. В пределе — понять самих себя, свои ценности и приоритеты. Мы пишем биографию, а не историю!

Основой работы будет знакомство с трудом Плутарха «Сравнительные жизнеописания» (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно.
Мы в работе будем ориентироваться на то, что после  каждой пары Плутарх предполагал, видимо, дать сравнительную характеристику (synkrisis), краткое указание общих черт и главных различий героев. Нигде Плутарх не является историком, критически исследующим факты. Доступный ему огромный исторический материал используется очень свободно («пишем биографию, а не историю»). Прежде всего Плутарху (и нам с вами)  нужен психологический портрет человека; чтобы зримо его представить, он охотно привлекает сведения из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумные изречения. В текст жизнеописаний  включены многочисленные моральные рассуждения, разнообразные цитаты поэтов. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм.  Вместе с тем биографии Плутарха имеют для нас и чисто историческую ценность, ибо он располагал множеством ценнейших источников, которые впоследствии были утрачены( как будет утрачено и что-то из нашего времени спустя века…)

Конечно, для создания собственных «сравнительных описаний биографий/вещей/историй» нам понадобится прочесть и осмыслить небольшую работу отечественного ученого Ю.М. Лотмана «Семиотика культуры и понятие текста» и отрывки из труда современного итальянского культуролога У.Эко «Роль читателя. Исследования по семиотике текста».

В ходе работы мы будем также  брать интервью, работать с архивными документами, атрибутировать артефакты, интерпретировать события. И главное – Вы станете автором собственного текста!

М.А.Полетаева, В. Аверин