Топография, просопография, повседневная жизнь и классическая археология в Царскосельском Лицее 1811-1825 гг.

Исследовательский курс «Топография, просопография, повседневная жизнь и классическая археология в Царскосельском Лицее 1811-1825 гг.» (П. А. Евдокимов, И. В. Лукьянова, И. А. Запольский)

Изучение культурного пространства, в котором жили и учились лицеисты методом аутопсии (как работал Отец истории Геродот: «приехать, где все было, и посмотреть на место»). Ходить по аллеям или улицам Села по следам первых лицеистов. Нас будут интересовать эти самые «следы» – как вполне материальные, так и отраженные в созданных ими текстах (литературных, дневниковых, мемуарных), а также в виде зарисовок (многие из них, как известно, хорошо и охотно рисовали). Также будем работать с топографическими картами и планами того времени. Отсюда – ТОПОГРАФИЯ

Поскольку нас будет интересовать не только сам ландшафт, но и его связь с судьбами конкретных лицеистов, неизбежно надо будет изучить их биографии (особенно лицейский период жизни), а также любое доступное творческое наследие, чтобы увидеть в судьбе «лицейский след». Отсюда – ПРОСОПОГРАФИЯ.

На формирование личности влияют не только полученные в образовательном учреждении знания, но и сам образ жизни и структуры повседневности (организация времени, пространства, праздники/будни, предметно-вещная среда, быт, «понятый как бытие»). От людей прошлого остаются их вещи – важные свидетели. Отсюда – ПОСВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ.

Разговор о культурном пространстве, оказывавшем влияние на формирование лицеистов, неизбежно приведет нас к наследию екатерининской эпохи, русскому классицизму в садово-парковой архитектуре, а также развивавшейся параллельно с ней классической археологии. В свете этого мы будем неизбежно изучать эту, доставшуюся в наследство поколению Пушкина «русскую античность», которая присутствовала в их лицейской и уже пост-лицейской жизни (статуи, архитектурные памятники, и декоративные элементы и мотивы), изучение классических древностей Юга России и Средиземноморья, антики – подлинные и скопированные. Отсюда – КЛАССИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ.

На подготовительном этапе нам надо будет проработать корпус источников и литературы по первому царскосельскому выпуску (см. Приложение), а также ряд работ, задающих теоретические основы (Винкельман, Тункина, Формозов и др.)

В Москве в течение сентября – начала октября будут полевые выходы (усадьба Останкино, грот Александровского сада, Музей А. C. Пушкина).

Предлагается провести установочный семинар на территории «Интеллектуала» (тоже интернат, как-никак)

В Царском Селе  — тоже полевые выходы, а в итоге – стендовая презентация («стенДгазета») с итогами исследований. Возможны и другие сопутствующие форматы (итинерарий, периэгеза, каталог памятников).