Лицей и история образования

Курс от Филипповской школы «Лицей и история образования»

Тематический план предусматривает три мероприятия, которые могут посетить участники образовательного проекта в Царском селе. Мероприятия нацелены на создание игровых ситуаций, в ходе которых учащиеся могут продемонстрировать аналитические способности и показать конкретные исторические навыки.

 

Первое занятие

Пройдёт в форме и лекции и семинара одновременно. Оно займёт 1,5 часа. Лекционная часть предусматривает рассказ лектора по теме «Лицей и Царство: диалектика и диалог».

В ходе лекции будут затронуты следующие сквозные темы:

император Александр I и его завет Лицею

кого должен был готовить и кого готовил в реальности Лицей

связь Лицея и царства при Николае I

диалектика А.С. Пушкина: тираноборчество и умеренный монархизм

Планируется, что лекция перетечёт в семинар с участием школьников, в ходе которого можно будет высказать конкретно-эмпирические суждения, отталкиваясь от методологической основы лекции.

Данное занятие поможет детям научиться улавливать основные моменты устной речи, делать выводы, обобщения, проводить причинно-следственные цепочки и конструировать собственные аналитические проекты.

 

Второе занятие

предусматривает создание игровой ситуации. Участникам будет предложено померяться силами в исторической игре «Дуэль». Продолжительность: 2-2,5 часа.

Суть игры: играть в зависимости от ситуации могут команды или отдельные игроки. Перед началом игры выбирается оружие (для красочности это могут быть, к примеру, макеты пистолетов), игроки расходятся к барьерам. Далее наступает время «выстрелов». Игроки задают друг другу вопросы, в случае неправильного ответа засчитывается «ранение», дальше в случае ещё одного неправильного ответа «смерть» дуэлянта. В случае правильного ответа «выстрел» переходит к верно ответившему. В случае необходимости можно увеличить количество «ранений». Игру между командами можно построить по выбыванию или по круговой системе.

Игра «Дуэль» поможет детям в увлекательной форме получать знания, учиться работать в команде и вырабатывать командный дух.

 

Третье занятие

предусматривает обзор и комментирование наиболее интересных исторических «анекдотов», связанных с Царскосельским Лицеем, жизнью его обитателей, их учёбой, нравами, увлечениями и последующей карьерой. Форматом этого занятия является семинар. Он займёт 1,5 часа.

Источниковой базой семинара являются воспоминания питомцев Лицея. Данное занятие научит участников работать с историческими источниками и выделять в них нужную информация. «Анекдотический» характер информации покажет жизнь Лицея не с парадной, а с повседневной стороны. Засчёт формулировки названия семинара откроется большой простор для поиска исследовательских тем в разных областях знания и творческого подхода к поиску.